Фестиваль Столярного Дела 2021

Рисунки Н. Кирсанова

Моллюсков с твердым панцирем самых причудливейших форм можно обнаружить в любой реке или озере, не говоря уж о морях и океанах, где их разновидности исчисляются тысячами. Хотя пластмассы и другие материалы потеснили раковины, в прикладном искусстве они не потеряли своего значения и сейчас.

Под внешней темно-коричнево-зеленоватой оболочкой створки таится удивительный декоративный материал перламутр. По прочности он не уступает поделочным камням, а по красоте, изысканному сочетанию разнообразных опалесцирующих бледно-голубых, розовых, красно-оранжевых, даже черных оттенков не имеет себе равных. Недаром перламутр в переводе с немецкого означает «мать жемчуга».

Собирать раковины погибших моллюсков можно по берегам морей и рек. Многие из них уже очищены водой, солнцем и ветром. Попадаются, конечно, и битые, но для многих поделок это не имеет значения. Правда если раковины долго находились вне воды, они стали ломкими, выцветшими и не годятся для работы. Особенно это касается таких тонкостенньи раковин, как речная беззубка или морская мидия. По этой причине их никогда не сушат на солнце, если хотят сохранить целыми.

Встречаются и такие, которые необходимо очистить от наросших на их поверхности известковых покрытий и растений. Красивые и редкие раковины, как правило, используют в поделках целиком. Экземпляры же со сколами или битые служат материалов для резьбы, инкрустации, коллажей.

Металлическими щетками или ножом с внешней поверхности соскребают грязь, известковые остатки удаляют кистью, смоченной в 15 %-ном растворе соляной кислоты. Нелишне напомнить о правилах безопасности при работе с кислотами. Работать следует в хорошо проветриваемом помещении. После смачивания изделия тщательно промойте под струёй воды и почистите металлической щеткой. Операцию повторите несколько раз до полной очистки.

Итак, раковины очищены. Снимите наружный слой (это относится к створчатым перламутровым раковинам). Обдирку произведите напильниками или на наждачном круге, переходя постепенно от более грубого инструмента к тонкому, отделочному. Следующая операция получение заготовок. Для этого раковины ножовкой по металлу режут на куски. Если их конфигурация сложная, используйте специальный лобзик (см. рис. 1). После этого придайте напильником или на наждачном круге требуемую форму. Края заготовки зачистите надфилями. Далее отшлифуйте поверхности наждачной бумагой с размером зерен от 100 до 20 мк и отполируйте с помощью полировочных паст на войлочном или фланелевом кругу. Обращаем ваше внимание, что паста ГОИ очень въедается в поверхность и ее трудно затем удалить. Поэтому лучше пользоваться пастой, приготовленной из воска с добавкой зубного порошка.

Иногда в раковине необходимо просверлить отверстие. Материал ее легко поддается обычным сверлам по металлу даже вручную. Для этих целей можно сделать нехитрое приспособление, показанное на рисунке 2. В деревянной ручке шилом предварительно проколите отверстие, диаметр которого немного меньше диаметра сверла. Легкими ударами или просто нажимом сверло плотно вставляется в ручку.

Очень удобна для сверления самодельная бормашина, изготовленная из микроэлектродвигателя, снятого со сломанной игрушки. Закрепив на валу шлифовальную палочку, ею удобно пользоваться при шлифовании труднодоступных мест, что особенно необходимо в ажурной резьбе. В некоторых случаях приходится склеивать заготовки из раковин с металлом, камнем, деревом и другими материалами. Лучший клей ПВА, следы от него после высыхания почти не видны. Для большей прочности в клей мелкими порциями добавляют гипс и, помешивая, доводят до сметаноподобной кашицы. Склеиваемые поверхности необходимо обработать крупнозернистой наждачной бумагой. Гипс можно добавлять и в другие клеи, например «Момент».

А теперь расскажем, какие же виды работ можно проводить с подготовленными раковинами.

Гравировка
Ей предшествует нанесение рисунка на подготовленную поверхность заготовки из раковины. Для начинающего гравера самый простой способ перевести рисунок через копировальную бумагу. Чтобы линии сохранились четкими и не размазывались во время работы, их надо закрепить лаковой пленкой. Можно наносить рисунок сначала на бумагу, затем наклеить ее резиновым клеем на раковину. После подсыпания клея рисунок накалывается точками. Из отверстий остатки клея удаляют тампоном, смоченным в бензине, и им же втирают тушь. Затем бумагу снимают, точки соединяют линиями при помощи гравировальной иглы или коготка, показанных на рисунке 3. Гравировку часто тонируют обычными цветными карандашами. Эту операцию начинают с того, что контурные линии обводят черным карандашом, после чего влажной тряпкой протирают поверхность. Следы карандаша остаются видимыми только по линии контура. Далее внутреннюю часть рисунка проскребают маленькой стамеской с мелкой насечкой. От частоты насечки зависит плотность цвета на гравированном рисунке. Можно втирать и порошкообразные красители. Удобнее гравировку вести на специальном приспособлении, напоминающем грибок (см. рис. 4). Его вырезают из плотной древесины дуба или бука. С помощью мастики заготовку наклеивают на грибок. Мастика готовится на основе клея, растворимого в ацетоне (например, БФ-4), с добавлением мела или зубного порошка до получения тестообразной массы. Недостаток этой мастики длительная сушка наклеенной заготовки. Неудобно также то, что после гравировки заготовку отделяют от грибка с помощью ацетона. Поэтому лучше использовать серый пластилин. Правда, при работе бормашинкой он разогревается и теряет прочность.

Во время работы грибок держат в левой руке, шляпку упирают в ложе упора, в правой руке зажимают гравировальный инструмент или резец.

Инструмент для гравировки (резцы, стамесочки) проще всего изготовить из обломков надфилей, метчиков, сверл.

Резьба
Здесь используют те же приспособления, что и при гравировке. Только ажурная резьба требует специального приспособления, применяющегося при выпиливании лобзиком. Инструмент для этого вида работ и техника его применения несколько отличаются от резьбы по другим материалам. Объясняется это слоистостью перламутровых раковин. Чтобы не сорвать слой, резьбу проводят методом выскребания. Основным инструментом в работе служит трехгранный шабер. Инструмент затачивается, как показано на рисунке 5. Обычно его готовят по 23 штуки разного диаметра от 1,5 до 6 мм. Остро заточенный шабер вставляют в рукоятку, сделанную по руке. Тогда вы меньше будете уставать. Инструментом можно пользоваться при всех видах резьбы по раковине: рельефной, объемной, контурной, геометрической, гладкой с расцветкой и самой сложной ажурной или, как ее еще называют, резьбе на проем. Резьба отличается от гравировки более выпуклым изображением. После нанесения рисунка следует подрезание контуров изображения. Вначале все контурные линии и границы углубляют, а затем рисунок подрезают сбоку, отделяя его от фона. Инструмент в этом случае проходит справа или слева от линии рисунка. Окружив изображение углубленной канавкой, далее удаляют несколько слоев с фона. На этой стадии работы можно пользоваться надфилями, напильниками, косыми ножами и стамесками. При ажурной резьбе вначале проводят высверливание и выпиливание сквозных отверстий с помощью сверла и лобзика и только после закрепляют заготовку на грибок. Надо помнить, что достоинство материала раскрывается полнее, если изображение удачно сочетается с цветовыми переходами кристаллической структуры раковины.

Работу завершает шлифовка тонкими наждачными бумагами и шлифовальными палочками (см. рис. 6). Окончательная доводка полировка фланелью.

Тонирование
Усилить восприятие природных достоинств материала помогает тонирование раковины. Простейший прием матирование. В этом случае углубления оставляют матовыми, а выпуклое изображение шлифуют до жемчужного блеска. Переход от блестящего к матовому выразительно подчеркивает объемность изображения.

Еще один прием действие на органическую основу раковины химическими реагентами. Применяется он чаще для перламутровых раковин. Вначале их выдерживают в течение 3 суток в растворе азотнокислого серебра (ляпис) или пермангоната калия (марганцовка), а затем просушивают на солнечном свету несколько часов. При таком методе тонирования выбор цветовой гаммы ограничен серым, бурым или черным цветом. Надо учитывать также естественные тона окраски раковин, тогда цветовую гамму можно несколько расширить получить серо-голубые, коричнево-оранжевые оттенки.

Еще один метод тонирования готовых изделий из перламутра применение анилиновых красителей. Практика показала, что предпочтительнее использовать красители для шерстяных тканей. Они лучше ложатся на перламутр и более стойки к выцветанию. Советуем пользоваться цветами, близкими к естественным, встречающимся на раковинах оранжевыми, голубыми, зелеными, черными. Раствор готовится по рецепту, указанному на упаковке. Прежде чем браться за окраску готового изделия, попробуйте краситель на образцах. С их помощью проще подобрать необходимую дозировку и время окрашивания.

Подлежащие окраске изделия из перламутра обрабатывают 35%-ным раствором уксусной кислоты, а затем в растворе красителя доводят до кипения и остужают вместе с ним. Окраску проводят и без кипячения, выдерживая в красителе от 2 до 5 суток. В этом случае в краситель добавляют немного уксуса. Окрашенные изделия сушат и полируют. Преимущество анилиновых красителей еще и в том, что они полностью сохраняют естественный опалесцирующий блеск перламутра. Чтобы окрасить изделие не полностью, а выборочно, необходимо части, не подлежащие тонированию, покрыть лаком. После окрашивания его удаляют тампоном, смоченным в ацетоне.

Роспись по перламутру
Кроме тонирования перламутровых изделий, существует интереснейшая для зрительного восприятия тональная роспись раковин.

Секрет ее заключается в том, что краситель как бы проникает в саму структуру раковины. Сухой красящий пигмент разводят в растворе уксусной кислоты. Уксус, пропитывая и одновременно растворяя кальций раковины, способствует проникновению красителя в структуру перламутра. Работа эта тонкая, требует исключительного внимания. Рисунок, полученный методом гравировки, тонкой акварельной кистью пропитывают красителем темных тонов. Краске надо дать впитаться, высохнуть, а затем под струёй воды смывать случайные пятна. Изделие насухо вытирают и полируют вновь, чтобы окончательно удалить ненужные пятна красителя, которые успели впитаться. Дальнейшую роспись фоновых поверхностей проводят большой кистью. Краску равномерно наносят на раковину, дают время для подсыхания. Затем изделие промывают под струёй воды. Если тон недостаточно насыщенный, операцию повторяют. При желании осветлить тон, раковину слегка полируют. Кроме анилиновых красителей, можно пользоваться акварельными пигментами, разводя их уксусной кислотой в концентрации не более 20 %. В слабо концентрированных растворах красителя тона получаются менее насыщенные. Высокие концентрации применять не рекомендуем они вредны для здоровья.

Мозаика из раковин
Как правило, она выполняется на основе из холста, фанеры или оргалита. Если работа ведется на холсте, готовят подрамник, натягивают на него холст, предварительно проклеенный рыбьим клеем или клеем ПВА. Композиция из раковин сначала раскладывается на холсте по нанесенному тонко заточенным угольком рисунку. Каждую раковину тщательно промазывают клеем ПВА и плотно укладывают на место. В композициях раковины используются как целые, так и ломаные. Допустимо использовать раковины от различных видов моллюсков. Красиво смотрятся раковины с камнями и кораллами.

Целым раковинам и их обрезкам иногда с помощью напильника или кусачками можно придать нужную форму.

Один из примеров составления мозаики из раковин показан на рисунке. Своеобразно и интересно смотрятся выклейки из раковин на тонированной черным лаком фанере, оргалите или доске. Здесь могут быть использованы и самые распространенные речные прудовики, катушки, беззубки и морские гребешки, мидии и устрицы.

Поверхность доски тщательно ошкуривается, а затем покрывается 23 слоями черного лака. Пригоден и битумный лак. Если в качестве основы вы используете оргалит, подумайте, какая из его сторон станет лицевой, ведь одна сторона у него тисненая, другая гладкая. Поверхность этого материала лучше тонировать водоэмульсионной краской с добавлением гуаши.

Выполнение мозаик из перламутра близко по технике к флорентийской мозаике из камня, только гамма перламутра хотя и более нежная, но не имеет такого цветового многообразия.

В последнее время художники стали чаще работать в так называемой перегородчатой технике набора. Суть его заключается в том, что между кусочками раковин различной конфигурации прокладывается металлическая проволока или тонированная в черный цвет паста, которая засыхая образует как бы перегородки. Пасту готовят следующим образом. Берут клей ПВА, цемент или гипс и сажу. Все тщательно перемешивается и наносится на основу тонким слоем. Не давая пасте застыть, на нее быстро выкладывают заранее приготовленные отполированные кусочки перламутра и закрепляют.

 

Рекомендуемые товары

Нож-косяк Общая длина ножа - 170мм, длина клинка - 70мм, толщина клинка - 3мм. Клинок выполнен из нержавеющей стали. Хвостовик полотна полностью повторяет рельеф ручки, ручка выполнена из древесины бубинга и крепится к рукояти двумя стальными штифтами. Производство - Miki (Япония)
4 690p

Бренды

  • Наборы Star-M 58S для сверления и маскировки отверстий под шурупы.Набор включает в себя: зенковку c шестигранным хвостовиком 6.35мм, конусное сверло, пробочник с шестигранным хвостовиком 6.35мм. Рабочая длина сверла - 20мм. Глубина зенкования под пробку 10мм. В комплекте шестигранный ключ для установки сверла в зенковку. Материал свёрл - нелегированная углеродистая сталь. Производство - Star-M (Япония)

    Для выбора набора нужного размера нажмите на название товара.

    от 2380p

    Разработанный для использования с любым пылесосом. Представляет собой квадратный раструб размером 76 мм. Разъем подключения шланга - круглый диаметром 64 мм. Выполнен из пластика с прикрепленными к одной из сторон 4 магнитами из редкоземельных металлов (сила магнитов около 16 кг), что позволяет прикреплять его к любой металлической поверхности станков. В комплекте переходник с диаметра 64 мм на 32 мм для небольших пылесосов. Для соединения с пылесосами с диаметром 102 мм отдельно можно заказать шланг длиной 2 м с разъемами 102 мм и 64 мм на концах. Производство Veritas (Канада).
    3 180p

    Шланг к магнитному пылеотсосу, Veritas 05J2110. Диаметр шланга 64 мм, длина 2.03 м. Диаметр на конце шланга 58 мм. Один конец шланга вращается вдоль своей оси. Производство Veritas (Канада).
    3 310p

    Чистое Апельсиновое масло. Объем 250 мл. В стеклянной бутылке. Апельсиновое масло низкой вязкости полученное из кожицы сладкого апельсина, идеально для разбавления натуральных масел для обработки дерева. При добавлении 10 - 20% апельсинового масла в льняное или тунговое масла улучшается их проникающая способность. Кроме того апельсиновое масло придает им прекрасный аромат. В сочетании с воском карнауба или пчелиным воском получается прекрасное средство для ухода за древесиной, старинными вещами и т.п. Благодаря высокой растворяющей способности может использоваться как средство для удаления загрязнений. Апельсиновое масло также подходит для использования в качестве ароматического.
    1 360p

    Небольшие столярные тиски для установки на верстак с толщиной столешницы до 52 мм. Строго параллельные губки с отверстиями для установки накладок. Стальной винт с ходом 120 мм и 2 стальных направляющих стержня для точности. Тиски предназначены для деликатного несилового зажима небольших заготовок. Для быстрой установки на столешницу тиски снабжены струбциной, а для прочной постоянной фиксации к столешнице - 2 отверстиями. Размер губок 150 х 55 мм. Корпус тисков выполнен из тугоплавкого чугуна и покрыт порошковой краской. Масса 2.75 кг. Производство Piher (Испания).

    3 280p

    Небольшая быстрозажимная струбцина для работы одной рукой. Губки и рукояти из прочного пластика. Стальная шина со специальным профилем. Мощный стальной механизм. Быстрое разжатие с помощью удобной кнопки. Может работать как распорка, для чего нужно переставить губки. Глубина зажима 5.5см. Создаваемое усилие 750 Н (75кг). Производство - Piher (Испания).

    Для выбора и заказа струбцины нужного размера нажмите на название товара

    от 1510p

    Быстрозажимные струбцины Piher Pal с трещоточным (храповым) механизмом. Ширина раскрытия - от 120мм до 600мм. Глубина зажима - от 60мм до 120мм. Н-образный профиль шины из кованой стали. Максимальное усилие - от 1600N до 5000N. Производство - Piher (Испания)
    Для выбора и заказа струбцины нужного размера нажмите на название товара

    от 3460p

    Масло тунговое Borma Tung Oil. Не разбавленное, абсолютно натуральное масло не содержащее химических компонентов. Выпускается в банках обьемом 1л и 5л. Финишное покрытие придает слабый золотистый оттенок. Масло придает поверхности твердость, ударопрочность, эластичность, высокий уровень водостойкости, стойкость к загрязнению, спирту, ацетону, фруктовым кислотам; очень мала вероятность образования трещин на поверхности, покрытой тунговым маслом. Изделия, покрытые тунговым маслом, не темнеют со временем. Производство - Borma wachs (Италия)
    Для выбора тары нужного объема нажмите на название товара
    от 1540p

    Полукруглые токарные резцы (Рейер) Robert Sorby Fingernail Bowl Gouge для детализации при работе с чашами и кубками. Отличительной особенностью является фаска в форме ногтя у которой края сильно занесены назад, это уменьшает вероятность испортить рисунок в узких местах. Длина резцов: 584мм. Диаметры полотна: 6мм, 10мм и 13мм. Полотна выполнены из высококачественной HSS стали. Рукоять удобной формы выполнена из ясеня и обжата латунным кольцом. Длина рукояти - 356мм. Все резцы сбалансированы и проходят обязательные тесты внутри компании. Производство - Robert Sorby (Шеффилд, Великобритания)
    Для выбора резца нужного размера нажмите на название товара
    от 7200p

    Кованный скобель изогнутый в двух направлениях имеет преимущество перед другими нелинейными скобелями, в удобстве и управлении. Лезвие отковано вручную из инструментальной стали У8А и закалено до 55...58 HRC. Рукояти длиной 140мм выполнены из бука и покрыта маслом. Длина режущей части - 270мм, ширина 36 мм. Толщина лезвия - 6мм, угол заточки - 30град. Полная длина скобеля 650 мм. Производство Петроград (Россия).

    от 5000p