Рисунки Н. Кирсанова

Моллюсков с твердым панцирем самых причудливейших форм можно обнаружить в любой реке или озере, не говоря уж о морях и океанах, где их разновидности исчисляются тысячами. Хотя пластмассы и другие материалы потеснили раковины, в прикладном искусстве они не потеряли своего значения и сейчас.

Под внешней темно-коричнево-зеленоватой оболочкой створки таится удивительный декоративный материал перламутр. По прочности он не уступает поделочным камням, а по красоте, изысканному сочетанию разнообразных опалесцирующих бледно-голубых, розовых, красно-оранжевых, даже черных оттенков не имеет себе равных. Недаром перламутр в переводе с немецкого означает «мать жемчуга».

Собирать раковины погибших моллюсков можно по берегам морей и рек. Многие из них уже очищены водой, солнцем и ветром. Попадаются, конечно, и битые, но для многих поделок это не имеет значения. Правда если раковины долго находились вне воды, они стали ломкими, выцветшими и не годятся для работы. Особенно это касается таких тонкостенньи раковин, как речная беззубка или морская мидия. По этой причине их никогда не сушат на солнце, если хотят сохранить целыми.

Встречаются и такие, которые необходимо очистить от наросших на их поверхности известковых покрытий и растений. Красивые и редкие раковины, как правило, используют в поделках целиком. Экземпляры же со сколами или битые служат материалов для резьбы, инкрустации, коллажей.

Металлическими щетками или ножом с внешней поверхности соскребают грязь, известковые остатки удаляют кистью, смоченной в 15 %-ном растворе соляной кислоты. Нелишне напомнить о правилах безопасности при работе с кислотами. Работать следует в хорошо проветриваемом помещении. После смачивания изделия тщательно промойте под струёй воды и почистите металлической щеткой. Операцию повторите несколько раз до полной очистки.

Итак, раковины очищены. Снимите наружный слой (это относится к створчатым перламутровым раковинам). Обдирку произведите напильниками или на наждачном круге, переходя постепенно от более грубого инструмента к тонкому, отделочному. Следующая операция получение заготовок. Для этого раковины ножовкой по металлу режут на куски. Если их конфигурация сложная, используйте специальный лобзик (см. рис. 1). После этого придайте напильником или на наждачном круге требуемую форму. Края заготовки зачистите надфилями. Далее отшлифуйте поверхности наждачной бумагой с размером зерен от 100 до 20 мк и отполируйте с помощью полировочных паст на войлочном или фланелевом кругу. Обращаем ваше внимание, что паста ГОИ очень въедается в поверхность и ее трудно затем удалить. Поэтому лучше пользоваться пастой, приготовленной из воска с добавкой зубного порошка.

Иногда в раковине необходимо просверлить отверстие. Материал ее легко поддается обычным сверлам по металлу даже вручную. Для этих целей можно сделать нехитрое приспособление, показанное на рисунке 2. В деревянной ручке шилом предварительно проколите отверстие, диаметр которого немного меньше диаметра сверла. Легкими ударами или просто нажимом сверло плотно вставляется в ручку.

Очень удобна для сверления самодельная бормашина, изготовленная из микроэлектродвигателя, снятого со сломанной игрушки. Закрепив на валу шлифовальную палочку, ею удобно пользоваться при шлифовании труднодоступных мест, что особенно необходимо в ажурной резьбе. В некоторых случаях приходится склеивать заготовки из раковин с металлом, камнем, деревом и другими материалами. Лучший клей ПВА, следы от него после высыхания почти не видны. Для большей прочности в клей мелкими порциями добавляют гипс и, помешивая, доводят до сметаноподобной кашицы. Склеиваемые поверхности необходимо обработать крупнозернистой наждачной бумагой. Гипс можно добавлять и в другие клеи, например «Момент».

А теперь расскажем, какие же виды работ можно проводить с подготовленными раковинами.

Гравировка
Ей предшествует нанесение рисунка на подготовленную поверхность заготовки из раковины. Для начинающего гравера самый простой способ перевести рисунок через копировальную бумагу. Чтобы линии сохранились четкими и не размазывались во время работы, их надо закрепить лаковой пленкой. Можно наносить рисунок сначала на бумагу, затем наклеить ее резиновым клеем на раковину. После подсыпания клея рисунок накалывается точками. Из отверстий остатки клея удаляют тампоном, смоченным в бензине, и им же втирают тушь. Затем бумагу снимают, точки соединяют линиями при помощи гравировальной иглы или коготка, показанных на рисунке 3. Гравировку часто тонируют обычными цветными карандашами. Эту операцию начинают с того, что контурные линии обводят черным карандашом, после чего влажной тряпкой протирают поверхность. Следы карандаша остаются видимыми только по линии контура. Далее внутреннюю часть рисунка проскребают маленькой стамеской с мелкой насечкой. От частоты насечки зависит плотность цвета на гравированном рисунке. Можно втирать и порошкообразные красители. Удобнее гравировку вести на специальном приспособлении, напоминающем грибок (см. рис. 4). Его вырезают из плотной древесины дуба или бука. С помощью мастики заготовку наклеивают на грибок. Мастика готовится на основе клея, растворимого в ацетоне (например, БФ-4), с добавлением мела или зубного порошка до получения тестообразной массы. Недостаток этой мастики длительная сушка наклеенной заготовки. Неудобно также то, что после гравировки заготовку отделяют от грибка с помощью ацетона. Поэтому лучше использовать серый пластилин. Правда, при работе бормашинкой он разогревается и теряет прочность.

Во время работы грибок держат в левой руке, шляпку упирают в ложе упора, в правой руке зажимают гравировальный инструмент или резец.

Инструмент для гравировки (резцы, стамесочки) проще всего изготовить из обломков надфилей, метчиков, сверл.

Резьба
Здесь используют те же приспособления, что и при гравировке. Только ажурная резьба требует специального приспособления, применяющегося при выпиливании лобзиком. Инструмент для этого вида работ и техника его применения несколько отличаются от резьбы по другим материалам. Объясняется это слоистостью перламутровых раковин. Чтобы не сорвать слой, резьбу проводят методом выскребания. Основным инструментом в работе служит трехгранный шабер. Инструмент затачивается, как показано на рисунке 5. Обычно его готовят по 23 штуки разного диаметра от 1,5 до 6 мм. Остро заточенный шабер вставляют в рукоятку, сделанную по руке. Тогда вы меньше будете уставать. Инструментом можно пользоваться при всех видах резьбы по раковине: рельефной, объемной, контурной, геометрической, гладкой с расцветкой и самой сложной ажурной или, как ее еще называют, резьбе на проем. Резьба отличается от гравировки более выпуклым изображением. После нанесения рисунка следует подрезание контуров изображения. Вначале все контурные линии и границы углубляют, а затем рисунок подрезают сбоку, отделяя его от фона. Инструмент в этом случае проходит справа или слева от линии рисунка. Окружив изображение углубленной канавкой, далее удаляют несколько слоев с фона. На этой стадии работы можно пользоваться надфилями, напильниками, косыми ножами и стамесками. При ажурной резьбе вначале проводят высверливание и выпиливание сквозных отверстий с помощью сверла и лобзика и только после закрепляют заготовку на грибок. Надо помнить, что достоинство материала раскрывается полнее, если изображение удачно сочетается с цветовыми переходами кристаллической структуры раковины.

Работу завершает шлифовка тонкими наждачными бумагами и шлифовальными палочками (см. рис. 6). Окончательная доводка полировка фланелью.

Тонирование
Усилить восприятие природных достоинств материала помогает тонирование раковины. Простейший прием матирование. В этом случае углубления оставляют матовыми, а выпуклое изображение шлифуют до жемчужного блеска. Переход от блестящего к матовому выразительно подчеркивает объемность изображения.

Еще один прием действие на органическую основу раковины химическими реагентами. Применяется он чаще для перламутровых раковин. Вначале их выдерживают в течение 3 суток в растворе азотнокислого серебра (ляпис) или пермангоната калия (марганцовка), а затем просушивают на солнечном свету несколько часов. При таком методе тонирования выбор цветовой гаммы ограничен серым, бурым или черным цветом. Надо учитывать также естественные тона окраски раковин, тогда цветовую гамму можно несколько расширить получить серо-голубые, коричнево-оранжевые оттенки.

Еще один метод тонирования готовых изделий из перламутра применение анилиновых красителей. Практика показала, что предпочтительнее использовать красители для шерстяных тканей. Они лучше ложатся на перламутр и более стойки к выцветанию. Советуем пользоваться цветами, близкими к естественным, встречающимся на раковинах оранжевыми, голубыми, зелеными, черными. Раствор готовится по рецепту, указанному на упаковке. Прежде чем браться за окраску готового изделия, попробуйте краситель на образцах. С их помощью проще подобрать необходимую дозировку и время окрашивания.

Подлежащие окраске изделия из перламутра обрабатывают 35%-ным раствором уксусной кислоты, а затем в растворе красителя доводят до кипения и остужают вместе с ним. Окраску проводят и без кипячения, выдерживая в красителе от 2 до 5 суток. В этом случае в краситель добавляют немного уксуса. Окрашенные изделия сушат и полируют. Преимущество анилиновых красителей еще и в том, что они полностью сохраняют естественный опалесцирующий блеск перламутра. Чтобы окрасить изделие не полностью, а выборочно, необходимо части, не подлежащие тонированию, покрыть лаком. После окрашивания его удаляют тампоном, смоченным в ацетоне.

Роспись по перламутру
Кроме тонирования перламутровых изделий, существует интереснейшая для зрительного восприятия тональная роспись раковин.

Секрет ее заключается в том, что краситель как бы проникает в саму структуру раковины. Сухой красящий пигмент разводят в растворе уксусной кислоты. Уксус, пропитывая и одновременно растворяя кальций раковины, способствует проникновению красителя в структуру перламутра. Работа эта тонкая, требует исключительного внимания. Рисунок, полученный методом гравировки, тонкой акварельной кистью пропитывают красителем темных тонов. Краске надо дать впитаться, высохнуть, а затем под струёй воды смывать случайные пятна. Изделие насухо вытирают и полируют вновь, чтобы окончательно удалить ненужные пятна красителя, которые успели впитаться. Дальнейшую роспись фоновых поверхностей проводят большой кистью. Краску равномерно наносят на раковину, дают время для подсыхания. Затем изделие промывают под струёй воды. Если тон недостаточно насыщенный, операцию повторяют. При желании осветлить тон, раковину слегка полируют. Кроме анилиновых красителей, можно пользоваться акварельными пигментами, разводя их уксусной кислотой в концентрации не более 20 %. В слабо концентрированных растворах красителя тона получаются менее насыщенные. Высокие концентрации применять не рекомендуем они вредны для здоровья.

Мозаика из раковин
Как правило, она выполняется на основе из холста, фанеры или оргалита. Если работа ведется на холсте, готовят подрамник, натягивают на него холст, предварительно проклеенный рыбьим клеем или клеем ПВА. Композиция из раковин сначала раскладывается на холсте по нанесенному тонко заточенным угольком рисунку. Каждую раковину тщательно промазывают клеем ПВА и плотно укладывают на место. В композициях раковины используются как целые, так и ломаные. Допустимо использовать раковины от различных видов моллюсков. Красиво смотрятся раковины с камнями и кораллами.

Целым раковинам и их обрезкам иногда с помощью напильника или кусачками можно придать нужную форму.

Один из примеров составления мозаики из раковин показан на рисунке. Своеобразно и интересно смотрятся выклейки из раковин на тонированной черным лаком фанере, оргалите или доске. Здесь могут быть использованы и самые распространенные речные прудовики, катушки, беззубки и морские гребешки, мидии и устрицы.

Поверхность доски тщательно ошкуривается, а затем покрывается 23 слоями черного лака. Пригоден и битумный лак. Если в качестве основы вы используете оргалит, подумайте, какая из его сторон станет лицевой, ведь одна сторона у него тисненая, другая гладкая. Поверхность этого материала лучше тонировать водоэмульсионной краской с добавлением гуаши.

Выполнение мозаик из перламутра близко по технике к флорентийской мозаике из камня, только гамма перламутра хотя и более нежная, но не имеет такого цветового многообразия.

В последнее время художники стали чаще работать в так называемой перегородчатой технике набора. Суть его заключается в том, что между кусочками раковин различной конфигурации прокладывается металлическая проволока или тонированная в черный цвет паста, которая засыхая образует как бы перегородки. Пасту готовят следующим образом. Берут клей ПВА, цемент или гипс и сажу. Все тщательно перемешивается и наносится на основу тонким слоем. Не давая пасте застыть, на нее быстро выкладывают заранее приготовленные отполированные кусочки перламутра и закрепляют.

 

Перламутр 20*20мм, 5шт

Переливающиеся многослойные пластинки перламутра полученные из внутренней поверхности морских раковин - один из самых прекрасных природных материалов известный человечеству. Волшебный блеск перламутра и интригующие оттенки цветов делают его прекрасным материалом для отделки мебели, предметов интерьера, игрушек, музыкальных инструментов и т.п. Достаточно обработать пластинку до нужной формы и отполировать. Идеальны для интарсии, маркетри, ювелирных изделий. Белый, розовый, золотой изготовлены из морских жемчужных раковин. Перламутр Paua получают из новозеландских крупных съедобных морских ракушек Haliotis iris выделяющихся среди других ракушек необычайно яркими переливами перламутра. Перламутр продается пластинками 20 х 20 мм толщиной около 1.3 мм. В упаковке 5 пластинок одного цвета. Изображения являются ориентировочными, перламутр может отличаться по оттенку цвета и фактуре.

Для выбора и заказа перламутра нужного цвета нажмите на название товара

от 720p

Нож-косяк японский MIKI JAPAN, 170мм*23мм*3мм, двустор.заточка, дер.рукоять

Нож-косяк Общая длина ножа - 170мм, длина клинка - 70мм, толщина клинка - 3мм. Клинок выполнен из нержавеющей стали. Хвостовик полотна полностью повторяет рельеф ручки, ручка выполнена из древесины бубинга и крепится к рукояти двумя стальными штифтами. Производство - Miki (Япония)
4 690p

Сверла для монтажа мебельных петель, Star-M 503W, D2.0-3,2мм, в комплекте с битой Ph2/Ph1

Cпециальные самоцентрирующиеся сверла для монтажа мебельных петель. Конструкция позволяет точно отцентрироваться и засверлить отверстие под шуруп и закрутить его. Подпружиненный корпус. Сверло из быстрорежущей стали. Сверло поджимается винтом. В комплекте поставляется двусторонняя бита (6,35мм) PH1-PH2, шестигранный ключ. Производство - Star-M (Япония)
Для выбора и заказа сверла нужного диаметра нажмите на название товара

от 1320p

Полотно для безобушковой пилы Shogun Cross Cut Saw, 265мм

Полотно для безобушковой пилы Shogun Cross Cut Saw. Длина полотна - 265мм, ширина полотна - 60мм, толщина - 0.6мм.Толщина пропила 0.9мм Трапециевидный зуб (шаг 1.75мм). Отлично пилит поперек волокон. Зубья направлены к рукояти, что позволяет легко запиливаться и получать ровный рез не требующий дополнительной обработки. Производство Miki Tool (Япония).
630p

Цикли фигурные Veritas, 0.4мм, 3шт

Набор из трех цикль. Для тонкой работы. Используются для сглаживания и очистки деревянных поверхностей. Толщина 0.4 мм. Прямоугольная с выпуклым и вогнутым концами отлично подходит для обработки шаров и очистки шпинделей.Прямоугольная с выпуклым краем одинакова полезна как для широкого диапазона молдингов, так и для маленьких шпинделей. Третья имеет два плавных изгиба, прекрасно подходящик как для удаления клея, так и для работы по плоским поверхностям. Материал - сталь твердостью 48-52 HRc. Производство Veritas (Канада).
1 700p
%

Скобель японский, 730/120/45мм, 717920

Используется для удаления коры и сглаживания древесины. Высокока-чественное стальное лезвие длиной 120 мм и шириной 45 мм. Рукоять выполнена из древесины белого каши. Полная длина скобеля 730 мм. Произведено в Японии.
3 000p 5 830 p

Рубанок Dictum Block Plane, 160/44мм/12град//SK4, с открытыми бортами

Рубанок с открытыми бортами. Используется для работы поперек волокон, для строгания сложной, сучковатой древесины и для точной подгонки соединений типа rabbets и т.п. Угол установки ножа в 12° совместно с углом заточки лезвия в 25° дает эффективный угол реза в 37°. Хороший торцовочный рубанок с гладкой ровной подошвой и точной подгонкой узлов. Хорошо подогнанный прижим и лезвие из углеродистой стали толщиной 3.2 мм. Точная регулировка вылета лезвия с помощью специального механизма. Материал фурнитуры - латунь. Ширина ножа 44.5 мм. Длина рубанка 160 мм. Масса 800 г. Производство Тайвань (под маркой Dick).
8 900p

Абразив Micro-Mesh, 100*75*5мм, набор из 9 штук, от 1500 до 12000грит

Набор мягких абразивных листов Micro-Mesh®. Точный и удобный для промежуточного шлифования, полирования и восстановлений ЛКП. Эластичный внутренний пенопластовый слой, покрытый с обеих сторон абразивной тканью. Отлично подходит для промежуточной шлифовки между слоями краски, матирования и финишной полировки. Для работы с древесиной, пластмассой, плексигласом и металлическими поверхностями, включая полировку, на неправильных и кривых поверхностях. Абразивные частицы закреплены в кремниевой матрице, твердо связанной с тонким, очень гибким текстильным основанием, так, чтобы абразивные частицы не высыпались и не оставались на обрабатываемой поверхности. Может использоваться в сухую, с водой, с маслом. Устойчива при длительной работе. В комплекте 9 листов зернистостью: 1500, 1800, 2400, 3200, 3600, 4000, 6000, 8000, 12000. Размер листов: 100 x 75 x 5 мм.
2 300p

Клей Titebond Cold Press Veneer столярный 3,785л

Профессиональный клей Titebond Cold Press Veneer, специально разработан для холодного фанерования шпоном ценных пород материалов таких как ДСП, МДФ, столярный щит и других пористых материалов. Специальная формула клея не позволяет ему просочится сквозь открытые поры шпона. Он является отличной альтернативой контактным клеям не только в экономическом плане, но и в экологичности - клей не содержит вредных или агрессивных веществ и негорюч. Клей имеет довольно большое время открытой выдержки, что позволяет фанеровать довольно большие поверхности. Цвет клеевого шва - полупрозрачный. Объем - 3,8л. Производство Franklin International (США).

1 870p

Угольник плоский Shinwa, 500*250мм, фигурный профиль, светящаяся шкала

Плоский угольник Shinwa с флуоресцентным покрытием - для удобного чтения при недостаточной освещенности. Размеры - 500х250мм. Отсчет от внешнего угла инструмента. Специальный утолщенный угол для разметки вдоль края заготовки. Профиль специальной формы увеличивает прочность угольника. Материал нерж. сталь. Поставляется в полиэтиленовом чехле. Производство - Shinwa (Япония)

5 070p

Журнал Мастер и мастерская 2019 № 1 (3)

Новый журнал о столярке и деревообработке 'Мастер и мастерская' 

Читайте в третьем номере журнала:
Столярное шоу на MITEX 2018.
Битва токарей на MITEX 2018
Рубрика уроки столярного блогера (Мини-гриндер Merlin2) от Михаила Кучука.
Субботний урок от мастера Алексея Дейкина.
«Lie-Nielsen» синоним качества.
Шедевры рубанкостроения
Набор резцов для начинающего токаря
Мастер-класс подарки защитникам отечества.
Музей старинного инструмента
Сделай сам- История одного верстака

Иллюстрированный специализированный журнал «Мастер и мастерская»
Тираж 3000 экз.
Периодичность 6 раз в год.

Все номера журнала можно увидеть и заказать здесь

500p