Реставрация венского стула, часть 1



Добрый день читатели и случайные гости нашего сайта. Меня зовут Федор Щербаков, я являюсь сотрудником Столярной школы и интернет магазина Rubankov вот уже наверное лет 5.

За это время было много всего рассказано в наших соц.сетях ( insta, вк, fb, ok) и видео материалах на нашем ютуб канале, но после одной из прошедших встреч я осознал, что соц. сети это слишком мало, а видео канал это слишком много.

По сему, я попробую начать писать небольшие выжимки из жизни школы и магазина в этом личном блоге на сайте школы.

А начну я с реставрации деревянного венского стула.

Уже больше полугода, если не года, как нам в школу принесли несколько венских стульев с штампами фабрики. Все вокруг походили, «по цокали языками», повспоминали изделия Михаэля Тонета (прим. автор стиля) и разошлись.

Михаэль Тонет (июль 1796 - март 1871)
Михаэль Тонет 1796-1871

И вот после августовского дня открытых дверей, когда в школу пришли новые курсанты с горящими глазами, когда пришли друзья и курсанты прошлых курсов. Когда после общения и разговоров читаешь в сети, что ребята вдохновившись встречей планируют новые проекты.

Несколько фото со дня открытых дверей в Петербурге

Я осознал, что давненько не брался за свой инструмент. После не долгих мытарств, пару раз споткнувшись об остатки стульев, я принял решение потихоньку, не больше часа в день тратить на восстановление одного из стульев. И мастерской «плюсик» и голова от компьютера отдохнет.

И все же о стуле Тонет

Подопытный венский стул
Подопытный венский стул

Я не считаю себя гуру, да даже хорошим знатоком реставрационного дела, посему выбор пал для начала на самый крепкий стул, которому всего то и надо обновить покрытие и подлатать крепеж.

Подопытный венский стул ближе
Подопытный венский стул ближе

Поскольку в вечернее время, когда я частично свободен от работы, у нас в школе идут курсы и читаются лекции. Было принято решение о снятии старого покрытия простым и надежным дедовским способом — с помощью ручной цикли. Благо он не пахнет, как химические средства и не шумит, как электроинструмент.

Работа спорилась довольно лихо. Благо цикли у меня хорошие Pax Cabinet Scraper от Tomas Flinn, более того они у меня выведены и я навел гратъ. Так что цикли строгают, а не скребут.

Цикли прямоугольные Pax/LYNX Cabinet Scraper Set, 0.8мм, 3шт
Набор из 3-х прямоугольных циклей под маркой Pax. Предназначены для циклевания древесины. Цикля - один из самых простых инструментов, который творит чудеса. Выполнены из жесткой углеродистой стали (похожа на ту, что используется для ручных пил) толщиной 0.8 мм. В комплекте цикли размером 152 х 76 мм, 127 х 63 мм, 102 х 51 мм. Производство Thomas Flinn & Co (Великобритания).
2450рублей

Я не буду в даваться здесь и далее в тонкости работы, инструмента и технологий. Для этого у нас есть мастер-классы и другие ресурсы. Это всего лишь блог, где я буду делиться событиями мастерской и всего что с этим связанно.

Ф.Щ.

А вот и первые результаты труда, спустя где-то минут 40 работы, далее уборка и домой. Перед уходом закрепил детали обратно к стулу, чтобы они не разлетелись по мастерской, ибо проект выполняется не за раз, а так сказать по вдохновению.

Не могу не отметить удобство использования строгальной скамьи, нашей «лошадки» (англ. Shaving Horse). Я испытал удовольствие и удобство в работе с изогнутыми деталями. Спасибо ребятам с фабрики Петроградъ за сей чудный инструмент.

Строгальная скамья Woodcarving Shaving Horse
Строгальная скамья имеет много названий. В иностранном варианте это Shawing horse ( конь для бритья), у нас чаще это называется «Бондарная скамья».

Бондарная скамья имеет такое название, потому что бондари традиционно на ней отесывали клёпки, используя скобель. Отсюда ещё одно название «скамья для работы скобелем». Ну и как бы смешно не звучало «конь педальный» - это тоже про этот агрегат.

Shawing horse незаменим при работе скобелем, стружком на длинных прямых или слегка изогнутых заготовках.
57000рублей

Теперь осталось добить оставшиеся детали, подправить места крепежа, сделать сидушку и самое сложное — определиться с отделкой. Пока что мысли идут либо в сторону молочных красок, либо восстанавливать прежний вид. А вы что думаете по этому поводу? Напишите свои мысли в комментариях ниже.

Спасибо за внимание и до следующих строк. С уважением Федор Щерабков.



Реставрация венского стула, часть 1: 4 комментария

  1. По правилам ихней (или ёхней) орфографии последняя буква t не читается. Т.е. по-русски — Тонэ.
    Если покрытие — шеллак, то можно для начала протереть было просто спиртом. Можно не чистым, а 60%м, например. У Тонэ крашеных стульев вроде не было — это я про Прованс. Хотя своя рука — владыка. В общем стиле — почему бы и нет. Но я бы выбрал масло или матовый лак с сохранением вида дерева. Под краской эти стулья от пластмассы отличаться не будут. И зачем?

    1. Привет Александр, право слово не владею в должной мере немецким языком, но на «скорую руку» такого правила не обнаружил, да и во всех источниках он всегда именно Тонет. Ну да не суть.
      По поводу шеллака и прочего, конечно можно было, но как я писал выше у нас школа и я просто решил не вонять растворителями. Плюс к этому после него все одно необходимость физической очистки не отпадает.
      Сами стулья после очистки светлые, что мне импонирует, но не уверен, что они будут так смотреться, материал там не живописный пока что =)
      По финишному покрытию, я опять же еще не решил стремиться ли к воссозданию первозданного вида и скорее к своему вкусу. В пластмассу после молочной краски они точно не превратятся, а наоборот приобретут очень интересную, даже бархатистую фактуру…

  2. В стиле Прованс !
    Забрала у бабушки несколько подозреваемых деревянных стульев ,теперь мечтаю их превратить в Прованс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *