Название разнится порой от формы: Mizo ganna, Mizo kanna (яп. транскрипция) в некоторых районах зовётся также: Arajyakuri-Kanna (яп. транскрипция) Тип рубанка: зензубель деревянный (англ. rabbet plane) Материал колодки: дуб Высота рубанка:72мм Ширина рубанка:31мм и ширина подошвы: 19мм Длина рубанка:258мм Ширина ножа:21мм Ширина стружколома:20.7мм Установка ножа: чуть больше 45°
Второй малый рубанок также называется: Mizo ganna, Mizo kanna (яп. транскрипция) в некоторых районах зовётся также: Arajyakuri-Kanna (яп. транскрипция) Тип рубанка: зензубель деревянный (англ. rabbet plane) Материал колодки: дуб Высота рубанка:60-70мм Ширина рубанка:15мм Длина рубанка:255мм (~10 дюймов) Ширина ножа:17мм Ширина стружколома:16.5 - 16.7мм Установка ножа: чуть меньше 45°
Рубанки очень добротно сработаны, ножи в колодках стоят, как влитые. Стоит отметить особенность данных рубанков, кроватка под нож у них выполнена в форме перевернутой и слегка трапециевидной буквы «П». Благодаря чему ножи примерно такой же формы и стоят в колодке очень плотно и не подвержены боковому смещению.
У малого рубанка явно доработанная или даже реставрированная кроватка, это можно увидеть по внутренней вставке.
Как оказалось у «старшего брата» тоже есть подобная вставка, но более грубо исполненная.
Значит это явно, что-то более закономерное, для подгонки угла или плотности установки ножа.
Да, кстати, ножи порой устанавливают и косые для более чистой обработки и легкости струга.
Основное, но никак не единственное предназначение данных рубанков, насколько мне известно, это как раз подгонка деталей при изготовлении японских дверей и ширм Shoji
Ножи рубанков двухслойные, то есть выполнены из двух разных сталей и соединены традиционной кузнечной сваркой. Места соединения легко заметить, время не щадит никого.
Тем не менее ножи выглядят очень сносно, если не сказать, как новые и явно небыли перегружены работой. На ножах и стружколомах легко заметить характерную выемку для упрощения заточки.
У более широкого зензубеля на ноже было обнаружено клеймо, хоть и различимое менее чем на половину.
Однако, чтобы построгать, их однозначно не мешает заточить. Чем мы и займемся с помощью пары предоставленных мне Геннадием Васильевичем камушков.
Геннадий Васильевич не без удовольствия отвлекся от изготовления очередного рубанка
и присоединился к заточке, наставляя на путь истинный.
Полотна оказались довольно ровными, хотя конечно у одного была завалена напрочь кромка и полностью выводить мы его не стали, всё таки музейная вещь.
Стружколомы тоже подверглись минимальной подгонке и встали на свои места, как влитые.
Пришло время и построгать! Вот в чем еще наши экспонаты безусловно хороши!
Прикоснуться к японской столярной культуре можно также и в нашем магазине Rubankov.Net , который постоянно расширяет ассортимент японских инструментов.