Название рубанка: Gerfschaaf Тип рубанка: Каретный, шерхебель(Chariot plane) Размеры подошвы: 165х55мм Материал подошвы: мербау Материал корпуса: бук Угол кроватки: ~50° Железка марки Ferdinand Rubens Ширина железки: 45мм Заточка железки: полкруглая
Рубанок выполнен в классической голландской манере и очертаниями напоминает лодку. Рукоять рубанка традиционно изогнута и является продолжением носка рубанка, слегка выступая вперед и возвышаясь над поверхностью на пару сантиметров. Корпус рубанка выполнен из бука, подошва — из мербау. Также у рубанка можно выделить характерный скругленный затылок и не менее характерное расширение в середине колодки. Завершает облик слегка грубоватое оформление летка (прорези для ножа).
Железка рубанка шириной 45 мм имеет скругленную заточку для грубого съема, характерную для шерхебелей. На железке имеется клеймо в виде колокольчика с надписью «Ferdinand Rubens Caststeel»
Немного истории.
Рубанку дано голландское название «The Gerfschaaf» . Он предназначен он для грубого строгания, хотя порой его ошибочно относят к чистовым рубанкам (англ. Smooth plane), однако этот рубанок всё же ближе к шерхебелям (англ. scrub plane) или учитывая прямую заточку к грубому предварительному выравниванию одинарником (англ. fore plane). Подтверждением этого утверждения служат форма ножа и сильный износ подошвы. Форма колодки прямо намекает на главный промысел голландцев тех времен — мореплавание. Она не менялась достаточно долго. К чистовым рубанкам же ближе скорее голландские «Тhe blokschaaf», которые имеют более строгие черты и выполнены в форме бруска. Некоторые издания называют «Тhe Gerfschaaf» каретными (Chariot plane), но на каком основании, узнать не удалось. Еще один интересный момент — один из рубанков этой формы был найден в корабельном сундуке шведского затонувшего корабля Васа (Vasa 1628г.)
Вот такой вот замечательный красавец прописался к нам в музей Rubankov.Net
Литература: Four centuries of Dutch planes and planemakers автор — Gerrit van der Sterre, Antique Woodworking Tools автор — David R.Russell
I consider, that you are mistaken. I can prove it. Write to me in PM.
What did you mean Michaelrem?
Сильный износ подошвы скорее всего связан с крупноволокнистой структурой дерева мербау. В изготовленном по аналогии рубанком(шерхебелем) — особенно сильный износ передней части подошвы после обработки (всего лишь) семи дубовых досок. Снимает как зверь! Любимый рубанок!
Возможно, хотя по моему опыту работы с мербау это достаточно твердая и к тому же маслянистая древесина. Впрочем любая, даже металлическая подошва изнашивается с временем работы.