Интересный рубанок прислали нам из Франции. Первый рубанок такой необычной формы в нашем музее!
Колодка прямо-таки пестрит от «наскальной» живописи. Самая «статусная» для нас надпись на колодке в двух местах — «1862». Предположительно, эти клейма ставил производитель и означают они год «спуска на воду». Ещё одно «кричащее» клеймо — буквы PL, выжженные в двух местах. Возможно, это — уже клеймо мастера, который пытался обезопасить рубанок от посягательств коллег. Есть ещё много цифр, но сути всех надписей пока не восстановить. Дойдут руки, расшифруем! Рубанок серийный, такие иногда встречаются в инструментальных коллекциях.
Нож рубанка
Нож — именитый, чуть позже добавим производителя и фотку клейма. Наварная рабочая часть, сильно сбитый затылок Как у многих французских рубанков, стружколом не прикручен к ножу. Клин мы восстановили, предыдущий (явно инородный) слишком плохо выглядит.
Колодка
Колодка — кленовая, длиной 290 мм. Умерено поедена червями, видать, не очень вкусная… Боковые рукояти на колодке говорят о работе «на себя», что было характерно для бондарного дела.
Но рожковая рукоять (мы её тоже восстановили), явно более позднего происхождения, чем колодка, позволяет предположить, что рубанком работами уже в мебельной мастерской.
Буковая подошва приклеена на гребёнку, явно выполненную на фрезере. Кто-то настолько дорожил рубанком, что решил восстановить его для продолжения рабочей деятельности, невзирая на весьма почтенный возраст ветерана. Причём, судя по гребёнке, выполненной на фрезерном станке, «протез» поставили уже во второй половине XX века. При этом использовалась достаточно редкая фреза, похожая, например, на эту, но с другим профилем зуба.
Хочется ещё немного пофантазировать насчёт предназначения рубанка. Сочетание передней рожковой рукояти и боковых задних ручек позволяет предположить, что рубанок мог использоваться как медведка. То есть, один столяр тянул рубанок на себя, второй же управлял рубанком, используя две руки. С другой стороны, нож — сравнительно узкий, колодка — не особо длинная. Работать таким мог и один мастер. Тут, как говорится, ИМХО, что в вольном толковании означает «не любо — не слушай, а врать не мешай!»
Как рубанок попал в музей
Рубанок куплен во Франции в декабре 2016 года. Восстановлен в мастерской Rubankov нашим реставратором — Геннадием Васильевичем Голубевым. Рубанок будет выставлен на постоянной экспозиции в нашем Музее Старинного Инструмента в Санкт-Петербурге.
Мені випадково дістався зензубель від фірми Peugeot Freres з клеймом на лезі в вигляді місяця і обличчям
Також незрозумілий надпис є на самому зензубелі.
Хочу з’ясувати що він означає.
День добрый,
если вы имеете в виду клеймо на колодке,
то, скорее всего, оно ставилось мастером для отличия своего инструмента от прочих.
И определить, что такое клеймо обозначает, крайне сложно.
Но, всё равно, если есть возможность, скиньте снимок клейма.
Очень интересно посмотреть!