1. Главная
  2. Андрей Громов о своем творческом пути и о токарной школе Rubankov в Москве

Андрей Громов о своем творческом пути и о токарной школе Rubankov в Москве

Андрей Громов о точении чаш


Введение от автора

Андрей Громов на Mitex 2018
Андрей Громов на Mitex 2018

Многие мужчины, которые учились ещё при Советском Союзе помнят уроки труда, где они работали на токарных станках по дереву. Тогда было принято молодых людей приобщать к ручному труду, и это было естественно. Делали простые вещи — ручки для напильников, скалки и рюмки из дерева. И у всех получалось, потому что в молодости быстро учишься и осваиваешь что-то новое.

С тех пор многое изменилось — в школе уроки труда лишь в теории, а Советские юноши выросли и превратились во взрослых мужчин.

Три основных токарных резца
Три основных токарных резца

Но изменилось не только это! Прогресс широко шагнул в будущее и массивные полутонные станки сменились на компактные, но мощные и производительные станки нового поколения. А резцы из мягкой углеродистой стали заменили твёрдосплавные резцы со штампом HSS.

И самое главное изменилось само отношение к токарному делу. Если раньше это было лишь малая часть огромного столярного ремесла, или изготовление поделок для народного промысла — матрёшки, плошки, скалки, игрушки, то теперь это серьезное направление токарного мастерства, или я бы не побоялся сказать искусства. Если мне не верите, наберите в интернете в поисковике — «токарные работы из дерева»и вы такое увидите, что голова закружиться!

Об авторе и преподавателе токарной школы

На моё желание что-то делать руками в большей степени повлиял мой дед. С самого детства помню, что он никогда не сидел без дела — с самого утра и до поздней ночи он чем-то был занят по хозяйству. Мне всегда казалось, что мой дед может всё! Он непрофессиональный столяр или плотник, но как человек, который родился и живёт всю жизнь в деревне, сам построил дом, который стоит до сих пор как новый. Сам сделал окна, двери, какую-то несложную утварь и мебель. Даже сейчас, в свои 88 лет на моё желание забрать старые рубанки из гаража ответил: «пусть лежат, может пригодятся ещё».

Я по специальности строитель. Двенадцать лет занимался ремонтами квартир. Приходилось и штукатурить, и укладывать кафельную плитку, клеить обои, красить и работать с гипсокартоном. Также брался и за установку дверей, окон, сборку деревянных полов и сборку мебели. Было такое время, что приходилось учиться всему прямо на месте, чтобы взять заказ и заработать денег. Мне очень нравилась моя работа, с момента встречи с заказчиком, снятия замеров, расчета объекта, закупки материала и до самого процесса работы и сдачи объекта в счастливые руки будущих жильцов. В конце концов вместе с профессионализмом выросла и востребованность. В то время,когда судьба привела меня в Москву я руководил бригадой рабочих.

С какого-то момента в жизни я понял про необходимость здорового образа жизни. Я увлечённо занимался горным туризмом, скалолазанием, байдаркой, бегом и плаванием. Потом я погрузился в восточную культуру и так пришёл к йоге. Йога меня привлекла к целостному подходу, к развитию человека с физической и психологической стороны. Не только со стороны здоровья, силы и гибкости тела, но также со стороны развития таких качеств ума, как внимание, творческое воображение, логическое мышление, память и осознанность.

Долгое время я совмещал работу на стройке и преподаванием йоги в группе. Но через несколько лет решил закончить карьеру строителя и начал зарабатывать на жизнь только работой в фитнес центрах.

Но как говориться в жизни– «все возвращается на круги своя». И когда после нескольких лет работы в фитнесе я начал делать ремонт в своей квартире, я вновь ощутил это ни с чем незабываемое чувство, когда ты делаешь что-то своими руками.

Hand Made (ручной труд)

Я, как, наверное, многие из тех, кто читает эти строки, думал, что когда я выйду на пенсию, то начну работать с деревом. Воплощу свою мечту, которую несу с самого детства. С той поры, как я прочитал книгу французского писателя Ромена Роллана «Кола Бруньён». Эта книга поразила меня тем, с какой силой и красотой описана любовь столяра к своему делу. Отношение мастера к дереву, как к живому, чувствующему существу. Процесс создания изделия, будь то стул, стол или кровать был описан как исполнение музыки или как свидание с девушкой.

И как многие, я думал,что на это сейчас нет времени, что когда-нибудь на пенсии я этим и займусь. Но в какой-то момент я подумал, зачем откладывать на потом то, что я могу начать делать прямо сейчас? И не только не оправданная потеря времени, но и просто глупо. При этом появилось такое сильное желание творить что как говориться руки чесались.

Начало ремесленного пути

Я начал с резьбы по дереву, для этого не надо много инструмента и занимает мало места. Вырезал фигурки и украшал фасады мебели в квартире геометрической резьбой. Но я мечтал делать мебель, шкафы, столы, кровати, двери. И после прочтения горы литературы и просмотра сотни роликов в интернете, я понял, что даже для создания табуретки нужен парк станков, гора электро и ручного инструмента и самое главное место, где это все можно разместить.

Но желание творить не уходило, а только росло — в голове и на бумаге появились уже десятки проектов, которые не терпелось воплотить в жизнь. И так в какой-то момент я остановил своё внимание на токарных работах. Я просматривал ролики на ютубе и меня завораживало, то как из-под резца у мастеров из деревяшек выходили готовые красивые изделия — балясины, чаши, тарелки, шкатулки, вазы.

от Ученика к мастеру

И так в моей жизни и в моей квартире появился токарный станок. И в скором времени я понял, что мои попытки скоблить заготовки, подражая токарям с видеороликов далеко меня не приведут. И я благодарю судьбу за то, что она познакомила меня с Александром Геннадьевичем Брюкнером. Именно он научил меня правильно держать резец в руке, чтобы стружка лилась ручейком, а не сыпалась опилками на пол. От него я узнал все те тонкости и нюансы в токарке, о которых никогда не узнаешь из роликов и книжек.

И конечно, практика. Изо дня в день я делал горы стружки и портил заготовки пока не начиналось получаться что-то стоящее. Я приносил свои изделия к Александру Геннадиевичу, и он показывал мне все плюсы и минусы. Выкладывал фотографии в соц. сети и на форуме Мастеровых. Я не боялся критики, я её искал, меня интересовало только совершенствование. И когда дома уже скопилось достаточное количество изделий я начал продавать. И это было самой лучшей оценкой. Если человек готов отдать за изделие деньги, значит оно стоит того. Я продавал на различных ярмарках и площадках Hand Made. Открывал магазины в соц. сетях и специальных сайтах. Начал отправлять свои изделия за границу. Видя отзывы покупателей пришёл к пониманию того каким должно быть изделие, чтобы его хотели купить, сколько нужно работать на финишной отделке, чтобы ваза или шкатулка не только радовала глаз, но была приятна тактильно. Так, постепенно я приобрёл опыт не только в изготовлении изделия,но и в описаниях, маркетинга и экономики продаж.

Компания Rubankov

Всем известно, что для того чтобы работать с деревом нужны инструменты. А для того чтобы результат работы был предсказуем — нужен хороший инструмент. А хороший инструмент в России у нас продаётся только в магазине Rubankov. И поэтому, путь тех кто хочет работать профессионально, рано или поздно, приводит в этот магазин. Вот и я приезжал сюда за хорошим инструментом и так познакомился с Иваном Бочковым, руководителем открытой столярной мастерской Rubankov (Москва). Он показал мне мастерскую, рассказал о том чем они тут занимаются, пожаловался на то, что у них нет человека, который мог бы проводить мастер-классы и давать токарные уроки. Так слово за слово он предложил мне попробовать провести мастер-класс. Мы назначили дату, я приехал и показал, и рассказал немного о токарной обработке дерева. Потом был ещё один мастер-класс и как-то так сложилось, что Иван предложил мне вести уроки по токарке в мастерской на постоянной основе.

Это конечно не входило в мои планы, я считал себя недостаточно опытным в токарке, и я вообще не видел себя в роли преподавателя. Но немного подумав, я решил попробовать. Я дал своё согласие, Сергей Фёдорович Гололобов с Иваном съездили к Александру Брюкнеру, и он дал мне положительную рекомендацию. За что ему большое спасибо.

Так я начал вести токарные уроки в школе rubankov. Пришлось конечно, снова перечитать литературу по токарке. Пересмотреть видео асов токарного дела Макарова и Брюкнера. Но в скором времени стало ясно что надо менять формат обучения, создавать курс, а не разовые уроки. Огромное спасибо Дмитрию Пушину, который специально приехал из Петербурга и поделился своим опытом проведения токарных курсов. И так постепенно мы разработали ту систему обучения, которую имеем сейчас.

О токарной школе Rubankov

На данный момент в нашей токарной школе успешно проводится базовый токарный курс продолжительностью два месяца. И отдельно проводиться курс сегментного точения. Стоят, настроенные и готовые к работе три токарных станка. Имеются все необходимые приспособления для работы — подручники, планшайбы, патроны, люнеты, приспособления для шлифования, измерительный инструмент и многое другое. И конечно резцы по дереву, самые лучшие, которые можно купить на данный момент в России. Затачиваем и точим резцы на высокоскоростном точиле и на мокром заточном станке Tormek.

 Для обучения мы используем три породы дерева: сосна, бук и клён. Сосна очень мягкий и податливый материал, прощает ошибки, и поэтому очень подходит для учеников, впервые взявших в руки резец. Бук более плотное дерево, имеет мелкопористую структуру, на нем очень хорошо видны задиры и поэтому для отработки чистого реза подходит идеально. Клён ещё более плотное и твердое дерево и работа с кленом можно оценить степень заточки резцов. Особенно это хорошо видно при работе в торец дерева.

Как уже было сказано выше в мастерской имеются свои резцы, но одно из условий обучения — каждый ученик должен принести или приобрести резцы для успешного и комфортного обучения. По соседству в магазине рубанков можно купить весь качественный инструмент.

Подробнее об инструменте и программе наших курсов можно почитать на сайте в описание токарных курсов.

Вместо заключения

Как определить философию токарного дела? Пикассо говорил: «Каждый акт созидания – это, прежде всего, акт разрушения». И это правда, но мы можем видеть, как наши магазины и затем дома заполняют низкокачественные товары из пластмассы, эти товары не несут никакой ценности, ни сейчас, ни после срока эксплуатации. И общество потребления заставляет нас волей-неволей отождествлять себя с вещами, которыми мы владеем. Мы — это то что мы едим, одеваем, смотрим, используем каждый день.

Сейчас на раскопках находят деревянные точеные миски и тарелки. И теперь представьте, что чувствует человек, в доме которого все сделано его руками. Мебель, орудия труда, предметы быта, посуда. Как этот человек будет отождествлять себя с этим. Он чувствует себя творцом и хозяином этих произведений. Тем человеком, который может организовать свой быт своими руками. Он может позаботится о том, чтобы у его семьи было все необходимое для жизни.

Сейчас мы не знаем, как сделаны большинство вещей, которые нас окружают. Как устроен компьютер или телевизор, как делаются пластиковые окна или раковина в ванной. Мы можем представить себе это примерно, но мы не сможем повторить это. Мы пользуемся автомобилем и с гордостью говорим — это мое, но это лишь потому что мы купили этот за деньги. И кто-то даже не представляет, как он едет. А ведь даже самый скромный автомобиль — это достижение прогресса, это работа сотни конструкторов, инженеров и механиков. Это достижение авторов, которые придумали конвейерное производство и сделали автомобиль доступным, чтобы вы могли на нем ездить. И я уверен, что когда Вы сделаете что-то своими руками, принесете домой, поставите на видное место, то вы будете гордиться этим больше чем своим дорогим телефоном. Потому что, это сделали Вы.


Вы — автор, творец, ремесленник

А мы, всегда готовы вас этому научить! С уважением Андрей Громов — руководитель токарной школы Rubankov (Москва)



  1. Главная
  2. Андрей Громов о своем творческом пути и о токарной школе Rubankov в Москве