Введение от автора
Многие мужчины, которые учились ещё при Советском Союзе помнят уроки труда, где они работали на токарных станках по дереву. Тогда было принято молодых людей приобщать к ручному труду, и это было естественно. Делали простые вещи — ручки для напильников, скалки и рюмки из дерева. И у всех получалось, потому что в молодости быстро учишься и осваиваешь что-то новое.
С тех пор многое изменилось — в школе уроки труда лишь в теории, а Советские юноши выросли и превратились во взрослых мужчин.
Но изменилось не только это! Прогресс широко шагнул в будущее и массивные полутонные станки сменились на компактные, но мощные и производительные станки нового поколения. А резцы из мягкой углеродистой стали заменили твёрдосплавные резцы со штампом HSS.
И самое главное изменилось само отношение к токарному делу. Если раньше это было лишь малая часть огромного столярного ремесла, или изготовление поделок для народного промысла — матрёшки, плошки, скалки, игрушки, то теперь это серьезное направление токарного мастерства, или я бы не побоялся сказать искусства. Если мне не верите, наберите в интернете в поисковике — «токарные работы из дерева»и вы такое увидите, что голова закружиться!
Об авторе и преподавателе токарной школы
На моё желание что-то делать руками в большей степени повлиял мой дед. С самого детства помню, что он никогда не сидел без дела — с самого утра и до поздней ночи он чем-то был занят по хозяйству. Мне всегда казалось, что мой дед может всё! Он непрофессиональный столяр или плотник, но как человек, который родился и живёт всю жизнь в деревне, сам построил дом, который стоит до сих пор как новый. Сам сделал окна, двери, какую-то несложную утварь и мебель. Даже сейчас, в свои 88 лет на моё желание забрать старые рубанки из гаража ответил: «пусть лежат, может пригодятся ещё».
Я по специальности строитель. Двенадцать лет занимался ремонтами квартир. Приходилось и штукатурить, и укладывать кафельную плитку, клеить обои, красить и работать с гипсокартоном. Также брался и за установку дверей, окон, сборку деревянных полов и сборку мебели. Было такое время, что приходилось учиться всему прямо на месте, чтобы взять заказ и заработать денег. Мне очень нравилась моя работа, с момента встречи с заказчиком, снятия замеров, расчета объекта, закупки материала и до самого процесса работы и сдачи объекта в счастливые руки будущих жильцов. В конце концов вместе с профессионализмом выросла и востребованность. В то время,когда судьба привела меня в Москву я руководил бригадой рабочих.
С какого-то момента в жизни я понял про необходимость здорового образа жизни. Я увлечённо занимался горным туризмом, скалолазанием, байдаркой, бегом и плаванием. Потом я погрузился в восточную культуру и так пришёл к йоге. Йога меня привлекла к целостному подходу, к развитию человека с физической и психологической стороны. Не только со стороны здоровья, силы и гибкости тела, но также со стороны развития таких качеств ума, как внимание, творческое воображение, логическое мышление, память и осознанность.
Долгое время я совмещал работу на стройке и преподаванием йоги в группе. Но через несколько лет решил закончить карьеру строителя и начал зарабатывать на жизнь только работой в фитнес центрах.
Но как говориться в жизни– «все возвращается на круги своя». И когда после нескольких лет работы в фитнесе я начал делать ремонт в своей квартире, я вновь ощутил это ни с чем незабываемое чувство, когда ты делаешь что-то своими руками.
Hand Made (ручной труд)
Я, как, наверное, многие из тех, кто читает эти строки, думал, что когда я выйду на пенсию, то начну работать с деревом. Воплощу свою мечту, которую несу с самого детства. С той поры, как я прочитал книгу французского писателя Ромена Роллана «Кола Бруньён». Эта книга поразила меня тем, с какой силой и красотой описана любовь столяра к своему делу. Отношение мастера к дереву, как к живому, чувствующему существу. Процесс создания изделия, будь то стул, стол или кровать был описан как исполнение музыки или как свидание с девушкой.
И как многие, я думал,что на это сейчас нет времени, что когда-нибудь на пенсии я этим и займусь. Но в какой-то момент я подумал, зачем откладывать на потом то, что я могу начать делать прямо сейчас? И не только не оправданная потеря времени, но и просто глупо. При этом появилось такое сильное желание творить что как говориться руки чесались.
Начало ремесленного пути
Я начал с резьбы по дереву, для этого не надо много инструмента и занимает мало места. Вырезал фигурки и украшал фасады мебели в квартире геометрической резьбой. Но я мечтал делать мебель, шкафы, столы, кровати, двери. И после прочтения горы литературы и просмотра сотни роликов в интернете, я понял, что даже для создания табуретки нужен парк станков, гора электро и ручного инструмента и самое главное место, где это все можно разместить.
Но желание творить не уходило, а только росло — в голове и на бумаге появились уже десятки проектов, которые не терпелось воплотить в жизнь. И так в какой-то момент я остановил своё внимание на токарных работах. Я просматривал ролики на ютубе и меня завораживало, то как из-под резца у мастеров из деревяшек выходили готовые красивые изделия — балясины, чаши, тарелки, шкатулки, вазы.
от Ученика к мастеру
И так в моей жизни и в моей квартире появился токарный станок. И в скором времени я понял, что мои попытки скоблить заготовки, подражая токарям с видеороликов далеко меня не приведут. И я благодарю судьбу за то, что она познакомила меня с Александром Геннадьевичем Брюкнером. Именно он научил меня правильно держать резец в руке, чтобы стружка лилась ручейком, а не сыпалась опилками на пол. От него я узнал все те тонкости и нюансы в токарке, о которых никогда не узнаешь из роликов и книжек.
И конечно, практика. Изо дня в день я делал горы стружки и портил заготовки пока не начиналось получаться что-то стоящее. Я приносил свои изделия к Александру Геннадиевичу, и он показывал мне все плюсы и минусы. Выкладывал фотографии в соц. сети и на форуме Мастеровых. Я не боялся критики, я её искал, меня интересовало только совершенствование. И когда дома уже скопилось достаточное количество изделий я начал продавать. И это было самой лучшей оценкой. Если человек готов отдать за изделие деньги, значит оно стоит того. Я продавал на различных ярмарках и площадках Hand Made. Открывал магазины в соц. сетях и специальных сайтах. Начал отправлять свои изделия за границу. Видя отзывы покупателей пришёл к пониманию того каким должно быть изделие, чтобы его хотели купить, сколько нужно работать на финишной отделке, чтобы ваза или шкатулка не только радовала глаз, но была приятна тактильно. Так, постепенно я приобрёл опыт не только в изготовлении изделия,но и в описаниях, маркетинга и экономики продаж.
Компания Rubankov
Всем известно, что для того чтобы работать с деревом нужны инструменты. А для того чтобы результат работы был предсказуем — нужен хороший инструмент. А хороший инструмент в России у нас продаётся только в магазине Rubankov. И поэтому, путь тех кто хочет работать профессионально, рано или поздно, приводит в этот магазин. Вот и я приезжал сюда за хорошим инструментом и так познакомился с Иваном Бочковым, руководителем открытой столярной мастерской Rubankov (Москва). Он показал мне мастерскую, рассказал о том чем они тут занимаются, пожаловался на то, что у них нет человека, который мог бы проводить мастер-классы и давать токарные уроки. Так слово за слово он предложил мне попробовать провести мастер-класс. Мы назначили дату, я приехал и показал, и рассказал немного о токарной обработке дерева. Потом был ещё один мастер-класс и как-то так сложилось, что Иван предложил мне вести уроки по токарке в мастерской на постоянной основе.
Это конечно не входило в мои планы, я считал себя недостаточно опытным в токарке, и я вообще не видел себя в роли преподавателя. Но немного подумав, я решил попробовать. Я дал своё согласие, Сергей Фёдорович Гололобов с Иваном съездили к Александру Брюкнеру, и он дал мне положительную рекомендацию. За что ему большое спасибо.
Так я начал вести токарные уроки в школе rubankov. Пришлось конечно, снова перечитать литературу по токарке. Пересмотреть видео асов токарного дела Макарова и Брюкнера. Но в скором времени стало ясно что надо менять формат обучения, создавать курс, а не разовые уроки. Огромное спасибо Дмитрию Пушину, который специально приехал из Петербурга и поделился своим опытом проведения токарных курсов. И так постепенно мы разработали ту систему обучения, которую имеем сейчас.
О токарной школе Rubankov
На данный момент в нашей токарной школе успешно проводится базовый токарный курс продолжительностью два месяца. И отдельно проводиться курс сегментного точения. Стоят, настроенные и готовые к работе три токарных станка. Имеются все необходимые приспособления для работы — подручники, планшайбы, патроны, люнеты, приспособления для шлифования, измерительный инструмент и многое другое. И конечно резцы по дереву, самые лучшие, которые можно купить на данный момент в России. Затачиваем и точим резцы на высокоскоростном точиле и на мокром заточном станке Tormek.
Для обучения мы используем три породы дерева: сосна, бук и клён. Сосна очень мягкий и податливый материал, прощает ошибки, и поэтому очень подходит для учеников, впервые взявших в руки резец. Бук более плотное дерево, имеет мелкопористую структуру, на нем очень хорошо видны задиры и поэтому для отработки чистого реза подходит идеально. Клён ещё более плотное и твердое дерево и работа с кленом можно оценить степень заточки резцов. Особенно это хорошо видно при работе в торец дерева.
Как уже было сказано выше в мастерской имеются свои резцы, но одно из условий обучения — каждый ученик должен принести или приобрести резцы для успешного и комфортного обучения. По соседству в магазине рубанков можно купить весь качественный инструмент.
Подробнее об инструменте и программе наших курсов можно почитать на сайте в описание токарных курсов.
Вместо заключения
Как определить философию токарного дела? Пикассо говорил: «Каждый акт созидания – это, прежде всего, акт разрушения». И это правда, но мы можем видеть, как наши магазины и затем дома заполняют низкокачественные товары из пластмассы, эти товары не несут никакой ценности, ни сейчас, ни после срока эксплуатации. И общество потребления заставляет нас волей-неволей отождествлять себя с вещами, которыми мы владеем. Мы — это то что мы едим, одеваем, смотрим, используем каждый день.
Сейчас на раскопках находят деревянные точеные миски и тарелки. И теперь представьте, что чувствует человек, в доме которого все сделано его руками. Мебель, орудия труда, предметы быта, посуда. Как этот человек будет отождествлять себя с этим. Он чувствует себя творцом и хозяином этих произведений. Тем человеком, который может организовать свой быт своими руками. Он может позаботится о том, чтобы у его семьи было все необходимое для жизни.
Сейчас мы не знаем, как сделаны большинство вещей, которые нас окружают. Как устроен компьютер или телевизор, как делаются пластиковые окна или раковина в ванной. Мы можем представить себе это примерно, но мы не сможем повторить это. Мы пользуемся автомобилем и с гордостью говорим — это мое, но это лишь потому что мы купили этот за деньги. И кто-то даже не представляет, как он едет. А ведь даже самый скромный автомобиль — это достижение прогресса, это работа сотни конструкторов, инженеров и механиков. Это достижение авторов, которые придумали конвейерное производство и сделали автомобиль доступным, чтобы вы могли на нем ездить. И я уверен, что когда Вы сделаете что-то своими руками, принесете домой, поставите на видное место, то вы будете гордиться этим больше чем своим дорогим телефоном. Потому что, это сделали Вы.
Вы — автор, творец, ремесленник
А мы, всегда готовы вас этому научить! С уважением Андрей Громов — руководитель токарной школы Rubankov (Москва)